• Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
1602 посетителя вчера | RSS

Почему я праздную Рождество

  • 16.12.2016
  •  / 
  • Просмотров: 3402

Почему я праздную Рождество

С глубокой древности праздники играли важную роль в жизни человека. Поэтому Господь дал повеление: «веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих; …празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой» (Втор. 16:14-15). Более того, Он обещал: «ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» (Втор. 16:15).

У каждого праздника есть три основные цели:

1. Напоминать нам о прошлом. Мы должны всегда помнить о том, что когда-то произошло в этот день. «И помни весь путь, которым вел тебя Гос­подь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:2). Через события, имевшие место в прошлом, Бог открывает нам Свои сущность и характер. Помня прошлое, начинаешь понимать, как Бог работает с человеком.

2. Учить нас дорожить настоящим. Мы должны радоваться тому, что имеем сейчас в результате событий, произошедших в этот день в прошлом. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Наши сегодняшние успехи и достижения – результат того, что даровал нам по Своей великой милости Господь Бог. Мне нравятся слова Давида: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе» (1 Пар. 29:14). Все блага, все доброе исходит от Него!

3. Обращать наш взор в будущее. Мы должны ясно знать последствия, которые ожидают нас в будущем, на которое указывает праздник. «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Гос­подь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11). Каждый праздник говорит нам о событиях, которые еще произойдут, и, зная это, мы можем готовиться к тому, с чем предстоит встретиться.

Понимая сущность повеления Божьего, видя красоту и значение праздников, мы больше не задаем вопрос: отмечать ли нам праздники, установленные Господом? Праздники – это Божьи благословения, которые Он желает подарить каждому человеку, верующему в Него. Иного подхода к христианским праздникам я не ожидал увидеть среди людей, искренне верующих в Иисуса Христа как своего Спасителя. Но с удивлением недавно обнаружил, что не только отдельные верующие, но и целые христианские общины перестают праздновать Рождество Христово. Родоначальниками таких взглядов я считаю некоторые еврейские мессианские общины. На чем основано их решение?

1. Действительно, в еврейской культуре вообще не принято отмечать день рождения. Евреи объясняют свое решение тем, что Ветхий Завет сообщает нам только об одном-единственном человеке, который праздновал день рождения, – это фараон. Большинство еврейских учителей не праздновали день рождения, рассуждая при этом, что он констатирует факт ежегодного приближения человека к своему концу. Естественно, они не видели в этом повода для торжества. Возможно, именно поэтому, следуя древним еврейским традициям, авторы Нового Завета вообще не уделяют внимания дню рождения кого бы то ни было. Поэтому сегодня неизвестна и точная дата рождения Иисуса. Исторически достоверно, что первые христиане, большинство из которых были евреями, не праздновали Рождество. В языческом же мире празднование дня рождения было устоявшейся традицией. Поэтому по мере распространения христианства среди язычников возник вопрос о точной дате рождения Иисуса. Известно, что различными христианскими церквами Рождество начало праздноваться только в III веке н.э. В каждой поместной церкви была собственная дата этого праздника.

2. Сама дата праздника, 25 декабря, вызывает многочисленные сомнения в подлинности. Действительно, начиная с IV века 25 декабря постепенно стало официально установленным днем празднования Рождества Христова. Откуда первые христиане могли взять эту дату и насколько она достоверна?

Приведу рассуждения, взятые мной из источника ieshua.org. «Иоанн Златоуст (347-407 гг.) в своей книге «Творения» дает свое объяснение законности этой даты. Он отталкивается от идеи, что Захария, отец Иоанна Крестителя, был Первосвященником и, соответственно, день, когда ангел сказал ему о рождении сына, был День Искупления. Праздник в том году припал на 23 сентября по юлианскому календарю. Через полгода после зачатия Иоанна уже Мария, мать Иисуса, получила от ангела слово о рождении Сына. Отсчитав от 23 сентября 6 месяцев, Иоанн Златоуст увидел, что это получается 25 марта (праздник Благовещенья). И уже от этой даты, высчитав 9 месяцев, как время продолжительности беременности, пришел к дате 25 декабря. Надо сказать, что Златоуст проводил свои вычисления тогда, когда дата празднования была уже повсеместно признана, т.е. своим подсчетом он давал лишь доказательство ее легитимности. И вся эта теория строится на предположении, что Захария, отец Иоанна, был Первосвященником. Иосиф Флавий, перечисляя всех первосвященников, не упоминает Захарию. Лука в Евангелии (1:5) говорит, что Захария был очередным священником из Авией череды. А Первосвященник не мог принадлежать ни к какой череде и не имел места в общей очередности для служения в Храме».

Версия, предложенная Иоанном Златоустом, оказалась очень популярной. Большинство сторонников празднования Рождества 25 декабря придерживаются именно ее. Но Захария действительно не был первосвященником и поэтому не мог служить в храме в День Искупления, а именно этот день является началом отсчета даты рождения Иисуса по расчетам уважаемого богослова.

Вторым аргументом, позволяющим нам сомневаться в подлинности даты 25 декабря, является то обстоятельство, что конец декабря в Израиле – обычно холодная и дождливая пора года. С конца ноября по начало апреля в стране наступает сезон дождей, и поэтому пастухи не остаются со своим стадом в поле, а угоняют на ночь животных в загон. Сами же пастухи ищут ночлег под крышей. Для того чтобы ангел, возвестивший о рождении младенца, застал пастухов, ночующих со стадами на поле, все события должны были происходить в период с апреля по ноябрь.

Еще одним аргументом, вызывающим сомнение в установленной дате, является тот факт, что кесарь Август также вряд ли бы устроил перепись населения посреди зимы. В это время из-за дождей дороги становятся труднопроходимыми, и результаты переписи могли бы исказить истинное состояние государственных дел. Поэтому сегодня с уверенностью можно сделать вывод, что календарная традиция Рождества не согласуется с Библией.

3. Еврейская история полна многочисленных свидетельств повсеместных преступлений против еврейского населения со стороны христианского мира именно во время празднования христианами Рождества. Множество эдиктов и приказов об изгнании евреев под страхом смерти из многих стран издавалось в канун христианских праздников. Инициаторами этих мер часто выступали христианские священнослужители. Это приводило к погромам, сожжениям, насильственному крещению и пролитию еврейской крови. Синагоги сжигались, еврейские кладбища разрушались, а евреи лишались собственности и изгонялись из насиженных мест. Конечно же, людей, которые так поступали с Божьим народом, невозможно называть христианами. Но эти события оказали неизгладимое впечатление на евреев по всему миру. Для них Рождество – это чужой и печальный по своим последствиям праздник.

Ввиду вышесказанного считаю, что мы не имеем никакого права осуждать христиан из евреев за то, что они не празднуют Рождество. «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16). Но остается нерешенным вопрос о том, должны ли мы, христиане, не являющиеся евреями, также отказаться от празднования Рождества Христова? В обоснование своих рассуждений хочу привести несколько аргументов:

1. Действительно, Бог в Своем Слове не оставил нам четких указаний на этот счет. Он сделал это намеренно, предвидя непростую судьбу Своего избран­ного народа. Но является ли это доказательством того, что и мы не должны праздновать Рождество Христово? Конечно же нет! Празднуя Рождество Христово, христиане заявляют окружающему миру о том, во что они верят – что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук. 2:11). Родившийся Иисус – обещанный Мессия, Который «спасет людей от грехов их». Есть ли еще лучшая новость для современного мира, погибающего в плену греха?! Отыщется ли лучший повод рассказать о нашем Спасителе окружающим?! Это есть «необходимая обязанность» христиан, о которой говорит Павел: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16)...

Сергей Ярмолюк

Журнал "Благодать" №6 2016