• Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
2470 посетителей вчера | RSS

О крайностях в учении о «силе слова»

  • 21.09.2017
  •  / 
  • Просмотров: 4932

О крайностях в учении о «силе слова»

Некоторые проповедники сегодня учат о том, что в словах заключена колоссальная сила, поэтому с их помощью мы можем построить свою жизнь либо разрушить, сделать себя благословенным либо проклятым, богатым либо бедным и т.д. Подобное учение особенно любят «проповедники процветания». Они часто говорят: «Если у тебя в жизни проблемы, если у тебя нет денег, если ты не видишь Божьих благословений, начни следить за тем, что ты говоришь! Не позволяй негативным словам выходить из своих уст, потому что в Писании говорится: «Смерть и жизнь во власти языка; и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21). Перестаньте говорить о проблемах, а начните говорить о решении проблем! Увидьте себя человеком цельным, пре­успевающим и богатым! Верьте в то, что исповедуете, и по своей вере получите! Будьте уверены в невидимом – это есть вера! Исповедуйте духовные истины правильно, ведь Иисус – Первосвященник исповедания нашего! Все Писание богодухновенно, поэтому провозглашайте в свою жизнь различные места из Библии, и Отец Небесный непременно исполнит просимое, ведь «у Бога не останется бессильным никакое слово».

Итак, согласно такому учению, мы сами можем строить свои жизни как пожелаем: удалять все проб­лемы при помощи слов, а также высвобождать Божьи благословения. Но что говорит Писание по поводу проблем и скорбей? Апостол Иаков пишет Церкви: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13). Слово «злостраждет» означает «переносить страдание, страдать от зла, несчастья». По мнению Иакова, в подобных случаях мы должны молиться Господу. Иными словами, Иаков (и Новый Завет в целом) учит нас во время скорбей уповать на Бога и осознавать свою зависимость от Него, обращаясь к Нему в молитве; учителя же «силы слов» со своей стороны учат верить в творческую способность собственных слов, что подразумевает независимость человека от Господа. Никто из них, конечно, об этом прямо не говорит, но те, кто принимает учение о «силе слова», приходят к такому выводу и начинают сами, как боги, «двигать духовный мир» и в «духе решать проблемы». Но одно дело в молитве обращаться к Богу, прося Его помочь в трудное время, а другое – самому «силой собственных слов» пытаться изменить ситуацию. Для подтверждения своей точки зрения сторонники учения о «силе слов» приводят несколько мест из Писания.

1) «Смерть и жизнь во власти языка; и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:21).

2) «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа», «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иису­са Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]» (Евр. 3:1; Евр. 4:14).

3) «Как написано: Я поставил тебя отцом многих народов, пред Богом, Которому он поверил, живо­творящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17).

4) «...имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» 
(Мк. 11:23, 24). 

5) «...ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).

Посмотрим на каждый из этих стихов Писания более внимательно.

1. «Смерть и жизнь во власти языка; и любящие его вкусят от плодов его».

Сегодня на основании этого стиха учат, что своими словами мы либо разрушаем свои жизни, либо созидаем. То есть человек получает в своей жизни то, что говорит. Но об этом ли идет речь в этом стихе?

Если, по учению некоторых проповедников, смерть и жизнь зависят от сказанных нами слов, то почему Иов не умер от того, что он говорил в свой адрес: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Ночь та, – да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та – да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы  за то, что не затворила дверей чрева [матери] моей и не сокрыла горести от очей моих! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?» (Иов. 3:1-11).

Можно ли это назвать позитивным исповеданием? Согласно учению о «силе слов», Иов должен был в это время говорить, что у него всё хорошо, что всё изменится, что жизнь прекрасна и т.д., чтобы изменить ситуацию к лучшему. Если бы Иов был знаком с этим учением и начал «правильно исповедовать», то смог бы он собственными словами хоть что-то изменить? Конечно же нет, потому что все эти события не зависели от его «правильного» или «неправильного» исповедания. Точно так же различные трудности и скорби, с которыми мы можем сталкиваться на своем жизненном пути, не зависят от того, что мы говорили или будем говорить (не считая тех проблем, которые приходят в нашу жизнь из-за наших необдуманных слов, сказанных другим людям, которые и могут стать причиной наших бед).

Согласно учению о «силе слов», от таких речей Иов должен был умереть, ведь «жизнь и смерть во власти языка», но Он не только не умер, но и получил от Бога гораздо большее благословение впоследствии. Бог благословил Иова не потому, что тот твердил каждый день: «Я не обращаю внимания на видимое! Я благословенный, успешный и счастливый человек…», а потому, что тот остался верен Ему. Бог даже не укорил Иова за его слова, потому что понимал, насколько плохо было этому праведнику, и назвал его Своим рабом. «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7).

Как много сегодня христиан провозглашают, какие они благословенные и успешные, вместо того чтобы жить в послушании Господу. Выросло целое поколение верующих, которые сами планируют свою жизнь, а затем просят Бога благословить то, что они «состряпали». Кто-то учит, что мы должны «пророчествовать в духовный мир», говоря то, что желаем увидеть в своей жизни. Основывают эту точку зрения на примере с пророком Иезекиилем, говоря: «Пророчествуй сухим костям, чтобы они ожили! Говори слова веры в свою жизнь, и Бог воскресит твою мечту и т.д.». Но дело в том, что пророчество – это не те слова, которые нам захочется провозглашать, а Божье послание, обращенное к людям. В случае с Иезекиилем это было видение, в котором Сам Бог говорил Иезекиилю, какие слова он должен произнести, чтобы показать ему то, что он должен был понять. Но люди на основании этого «примера» начинают «пророчествовать», поскольку верят, что любое позитивное слово обладает созидательной силой.

Сегодня некоторые проповедники учат: «Если ты заболел, то должен постоянно провозглашать, что ранами Иисуса Христа ты исцелен». А для доказательства подобного исповедания обычно приводится текст из Книги пророка Исаии (53:5): «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Чтобы лучше понять, о каком исцелении идет речь, давайте посмотрим, как этот отрывок поясняется в Новом Завете. Апостол Петр пишет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24). В обоих контекстах речь идет о поражении человека грехом, а также о том, что Христос взял на Себя наказание за наши грехи, став искупительной жертвой за нас, пролив Свою кровь. И благодаря Его страданиям и смерти мы получили прощение и исцеление от последствий греха, то есть речь идет о духовном исцелении (что происходит, например, в момент рождения свыше с нашим духом). Но что касается физического исцеления от болезней, то мы не найдем текстов, которые бы напрямую указывали, что, будучи больными, мы должны провозглашать, что здоровы. Ни один из апостолов не учил этому Церковь! Мы не сможем найти в Новом Завете хоть один пример, чтобы христиане занимались позитивным исповеданием, оставаясь больными. Апостол Иаков пишет предельно ясно, что именно христиане должны делать, когда заболеют: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:14-16). Мы не видим, что он учил исповедовать: «Я исцелен, я исцелен…», веря в силу своих слов. Он говорил об исповедании друг перед другом в проступках и призывал молиться молитвой веры друг за друга, чтобы Господь дал исцеление.

Еще раз напомню о различии между молитвой и провозглашением. Молитва направляет наш взор на Бога, а провозглашение делает упор на «силе слова». Молитва ставит христианина в зависимость от Бога, а вера в «силу слов» делает самого человека в какой-то мере «богом», который может иметь все, что пожелает, провозгласив это «с верой в духовный мир».

Некоторые проповедники дошли до того, что побуждают массы плотских христиан кричать на служении: «Деньги приходят! Деньги, ко мне! Сейчас!», говоря, что это послание Иисуса Христа в последнее время к Его Церкви! Эти «учителя» много учат о «силе слов». И удивляет тот факт, что множество христиан с радостью принимают подобные заблуждения!

Что же все-таки подразумевал Соломон, говоря, что «смерть и жизнь во власти языка; и любящие его вкусят от плодов его»? Хотел ли он сказать, что наша жизнь и судьба зависят не от Бога, а от сказанных нами слов? Может быть, Соломон использовал в своей жизни «позитивные провозглашения веры», чтобы чего-то добиться? Или кто-то из ветхозаветных пророков, священников или царей делал нечто подобное? Нигде в Ветхом Завете, равно как и в Новом, мы не увидим и намека на то, чтобы люди использовали «силу слов», чтобы изменять жизненные ситуации и «высвобождать в свою жизнь» Божье благословение или нечто такое, чего они сильно желают. Единственное здравое объяснение слов Соломона таково: в то время, когда родился этот Божий человек, а также до него и после, жизнь человеческая не имела такой ценности, как сейчас. Любого могли с легкостью убить, если он сказал что-то нехорошее в адрес другого. Давид, например, шел убивать Навала только за то, что тот не захотел отблагодарить будущего царя и его вои­нов за благосклонное отношение и за такие слова: «И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от гос­под своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1 Цар. 25:10-11).

Соломон, говоря о том, что «жизнь и смерть во власти языка», имел в виду вот что: «Если ты будешь необдуманно говорить, то можешь поплатиться жизнью за свои слова; а если будешь следить за тем, что говоришь, то проживешь долго»...

Сергей Поднюк

Журнал "Благодать" №4 2017